СЕМЕРО.
"- Отцовский септон в Вечернем Замке всегда говорил нам, что бог один, – сказала Бриенна.
- Един в семи лицах. Вы правы, миледи, но простым людям трудно понять единство Святой Седмицы. Я и сам человек простой, а потому говорю всегда, что богов семеро."
ИСТОРИЯ:
Вера в Семерых зародилась вне Вестероса - в Эссосе, на территории так называемых холмов Андалоса, к востоку от Пентоса. Эта земля считается прародиной андалов, хотя на самом деле они пришли на нее в еще более древние времена, выбив из Андалоса его прежних обитателей — волосатых людей, подобных нынешним иббенийцам. Когда-то, как верят последователи этой религии, Семеро ступили на холмы Андалоса и открыли себя смертным.
Как говорится в «Семиконечной Звезде», смертный по имени Хугор был благословлен Семерыми в качестве святого короля андалов. Боги увенчали его короной из семи сорванных с неба звезд, дали ему прекрасную жену, которая произвела на свет 44 могучих сына, сделали сыновей Хугора великими воинами и облачили их в прочные железные доспехи.
Вскоре после этого, около шести тысяч лет до В.Э., вооруженные железным оружием андалы пересекли Узкое море и вторглись в Вестерос, принеся с собой свою веру. Известно, что они несли с собой изображения Семерых и семиконечной звезды, даже вырезали или вытатуировывали семиконечные звезды у себя на груди. К традиционной религии Вестероса - почитанию Старых Богов - завоеватели отнеслись с ненавистью и беспощадно вырубили практически все богорощи к югу от Перешейка. Однако андалы не смогли завоевать Север, где почитание Старых Богов сохранилось по сей день.
На большей части Вестероса семибожие стало господствующей религией; вместе с выходцами с юга - такими, как дом Мандерли - оно проникло и на Север. С ходом веков возникли современная система септ и церковная иерархия - от нищенствующих братьев и бродячих септонов к собранию Праведных и верховного септона. Завоевание Вестероса Эйгоном Таргариеном никак не поколебало веры в Семерых - тогдашний верховный септон запретил противиться завоевателю и сам помазал Эйгона на царствование. Хотя Эйгон и следующие короли-Таргариены ради укрепления собственной власти ограничили права церкви, среди них тоже были горячие почитатели Семерых - в первую очередь, король Бэйлор Благословенный, провозглашенный святым.
СЕМЬ ИПОСТАСЕЙ БОГА:
Строго говоря, семь богов - это семь лиц одного и того же божества, единого и всеобъемлющего. Эти ипостаси вполне равноправны, действуют совместно и взаимодополняюще; каждый из Семерых олицетворяет ту или иную сторону человеческой натуры, деятельности, разные явления окружающего мира. Септоны подчеркивают, что каждый из Семерых воплощает в себе всех остальных: «Старица не менее прекрасна, чем Дева, Матерь может быть свирепее Воина, когда ее дети в опасности».
Восприятие Семерых как богов, а не бога, уходит корнями в глубокую древность и прочно закрепилось - не только простонародье, но лорды, короли и сами септоны говорят о богах во множественном числе.
Фрагменты иллюстрации Дж. Фуллертона
Отец - воплощение власти, справедливости и правосудия. Его изображают в виде бородатого человека средних лет, иногда в короне, которую по возможности делают из драгоценных металлов. О нем говорят: «Отец правит», при посвящении в рыцари: «во имя Отца, будь справедлив». Отец также судит умерших в загробном мире, строго и беспристрастно; его называют также «грозный судия», а о людях, как покойных, так и живых, говорят «пусть Отец рассудит его по справедливости». Считается, что именно он судействует на судебных поединках, определяя, кому победить в испытании. У Отца есть золотые чертоги, где вечно пируют праведники. Об Отце говорят, что он наделяет дарами всех своих детей.
Матерь - ее представляют как ласково улыбающуюся женщину средних лет в богатых одеждах. Она считается олицетворением материнства и плодородия, покровительствует женщинам и вообще всем, кто заботится о детях. Заповедь, дарованная ею людям, звучит как "Будь милосерден". Ее общепринятым символом является чаша (в том числе, чаша для подаяния).
Кузнец - считается олицетворением силы, здоровья и трудолюбия, покровителем ремесел и всякой мирной работы, а также людей, ею занимающейся. Его изображают в виде крепкого мужчины с кузнечным молотом в руках. В обращенных к Кузнецу молитвах обычно просят силы. О Кузнеце говорят, что он налаживает все, что сломано - это касается и здоровья людей. Моряки молятся Кузнецу, когда спускают на воду новый корабль, и считают, что именно Кузнец сохраняет корабли в целости. Рыцарей, готовящихся к битве, благословляют не только именем Воина, но и именем Кузнеца, моля его вложить силу в руки рыцаря и придать мощь его оружию. По заявлению Его Воробейшества: «Работа — вот молитва, наиболее угодная Кузнецу». Бурые братья, поклоняющиеся Кузнецу, носят на шее маленькие железные молоточки. Набожный король Бэйлор Благословенный (правил в 161-171 годах), в свое время назначил Верховным Септоном неграмотного каменотеса, увидев, как тот искусно обрабатывает камень, и решив, что перед ним воплощение Кузнеца. О лошадях говорят, что Кузнец дал их людям, чтобы помочь в неустанных трудах. В «Семиконечной Звезде» говорится, что Кузнец сковал каждому из сорока четырех сыновей короля Хугора железный доспех. Планета, известная как Красный Странник, считается священной звездой Кузнеца.
Дева - ее представляют в виде молодой девушки с распущенными волосами. Дева считается олицетворением красоты и невинности, она покровительствует всем искусствам и, соответственно, людям творческих профессий, а также влюбленным и вообще всем юным и невинным созданиям. Ее заповедь гласит: "Будь чист в делах и помыслах". Символом Девы считается цветок (чаще всего - роза, но не обязательно).
Воин - олицетворение храбрости и верности, твердости и уверенности в себе, готовности защищать других. Это покровитель рыцарей и солдат. Воина изображают с мечом в руках. К нему обращаются с просьбой дать смертным душевных сил и мужества, защищать и хранить, в том числе и в сражениях, дать силу противостоять соблазнам. Поскольку Воин благоволит рыцарям, ему молятся и ставят свечи за попавших в беду рыцарей, надеясь, что именно он заступится за «своих». Многие рыцари считают вполне подобающим называть Воина своим единственным богом, а оставшимся шестерым не уделять внимания: так, например, говорил Джейме Ланнистер о себе и Давос Сиворт - о Ролланде Шторме. По словам септона Мерибальда, он еще не встречал мальчишки, которому бы не нравился Воин. В Королевской Гавани перед битвой на Черноводной бойцы на стенах молились Воину. В бою можно просить Воина об удаче - например, развернуть вражеское судно бортом под удар носового тарана. Как считается, в судебных поединках Воин по приговору Отца вкладывает силы в десницу правого, помогая ему одолеть противника. Набожные рыцари приносят в септу оружие, прося Воина благословить его для сражения. Воину посвящен духовно-рыцарский орден Сынов Воина.
Старица - олицетворение мудрости и прозорливости. Ее изображают в виде пожилой женщины с морщинистым лицом, с высоко поднятым фонарем в руках, нередко золотым. Для изваяний Старицы иногда делают перламутровые глаза. По легенде, именно Старица выпустила первого ворона, приоткрыв дверь царства смерти, так что уместно молиться Старице об успешной пересылке вороньей почты. У Старицы просят мудрости; человек, который испытывает неуверенность в будущем и не знает, что ему делать, обычно просит Старицу «осветить ему путь», а о предопределенном и четко видимом будущем говорят «Старица озарила мне путь». Как сказано в «Семиконечной звезде», Старица предсказала королю Хугору, что богоданная супруга родит ему 44 сына, что и произошло. Также есть созвездие под названием Фонарь Старицы - четыре звезды и золотистая туманность между ними.
Неведомый - олицетворение смерти, а также всего таинственного, непознаваемого и пугающего. Хотя это тоже один из божьих ликов, сродни всем прочим, его не любят упоминать всуе. Духовная песня «Семеро» содержит упоминания только о шести богах из Семи: «о Неведомом песен не поют. Лик Неведомого — это лик смерти». Считается, что Неведомый провожает души умерших в иной мир, и об умершем человеке говорят, что его забрал Неведомый. Неведомый - не мужчина и не женщина, но оба вместе, «вечный отверженец, пришелец из дальних стран, меньше и больше, чем человек, непознанный и непознаваемый». Чаще всего его изображают как получеловека-полузверя в низко надвинутом капюшоне - так он выглядит в септах Драконьего Камня и Красного Замка; в деревенской септе близ Горького Моста, где вместо статуй есть лишь рисунки углем, Неведомого изображает закрашенный черный овал с глазами-звездами. Из всех Семерых ему реже всего ставят свечи и возносят молитвы. Неведомый связан с семью адами или даже управляет ими - при клятвах говорят «Я клянусь Неведомым, и если я лгу, пусть я провалюсь к нему в ад на этом самом месте». Молчаливые сестры считаются посвященными Неведомому. В Черно-Белом Доме в Браавосе есть изваяние Неведомого - почитатели Многоликого Бога также считают Неведомого одним из воплощений своего божества.